История Сочи



Кавказ по праву можно назвать колыбелью человечества. На Черноморское побережье люди проникли из Малой Азии через Колхиду 400-350 тысяч лет назад.

Древнейшие следы обитания человека в окрестностях Сочи позволяют предполагать, что первые люди появились здесь 400-350 тысяч лет назад. По всей вероятности, они проникли сюда через Колхиду из Малой Азии. Характер находок, относящихся к этому периоду, свидетельствует о том, что древние люди, вооруженные примитивными кремневыми орудиями труда, занимались преимущественно охотой и собирательством. Это в свою очередь предполагает их полукочевой образ жизни в поисках наиболее благоприятных условий обитания. Древние охотники обладали достаточно высокими профессиональными качествами, позволявшими им весьма успешно добывать такого животного, как пещерный медведь. Об этом говорят многочисленные кости в местах расположения стойбищ.

Длительный этап эволюции привел к определенным изменениям в хозяйственной деятельности и условиях проживания древних людей. На основании обширных находок можно судить о том, что в этот период началось освоение более "комфортабельных" пещерных жилищ, изготовление и использование более производительных и универсальных кремневых орудий труда. Стоянки того времени обнаружены в Ахштырской, малой Воронцовской, Первой и Второй Хостинских пещерах, в Ацинской пещере, и других.

Период с 35 до 10 тысяч лет до нашей эры отмечен дальнейшим прогрессом в оформлении жилищ и совершенствованием прежде всего охотничьего оружия. Больше становится открытых стоянок, представлявших собой поселки из нескольких хижин, основными конструктивными элементами которых были несущие жерди, покрытые ветками и шкурами. Получили распространение дротики, копья и костяные гарпуны для ловли рыбы. Очевидно, не стояли в стороне от прогресса и женщины, освоившие технологию изготовления одежд из звериных шкур.

Находки изделий из обсидиана, относящиеся к этому времени, с достаточной степенью условности позволяют сделать вывод о зарождении экономических связей и первых "гостях" в окрестностях Сочи, поскольку ближайшие выходы вулканического стекла имеются только на Центральном Кавказе и в Армении. Поселения этого периода исследованы в ущельях рек Сочи и Мзымты.

Усовершенствование средств добычи представителей фауны неизбежно должно было привести к оскудению пищевых ресурсов, что в свою очередь обусловило переход к получению продуктов питания от более стабильных источников, какими являются земледелие и скотоводство. В холмистых предгорьях (Казачий Брод, Батарейка, Ажек, Пластунка, Малый Ахун, Мамайка и др.) обнаружены десятки стоянок с каменными мотыжками характерного типа, относящиеся к IV - первой половине III тысячелетия до нашей эры. Здесь же найдены большие скопления костей придомных животных, прежде всего мелкого рогатого скота.

Ранняя "бронзовая" эпоха характеризуется, помимо дальнейших технических достижений, усилением внимания древнего населения к развитию торгово-экономических и культурных связей. Об этом свидетельствует довольно значительный комплекс предметов, найденных в основном в Воронцовской и Ахштырской пещерах. Показательны в этом отношении обломки привозной посуды, украшения и даже раковины морских моллюсков. Этот археологичесиий период характеризуется появлением дольменной культуры, которая охватывала значительную часть Западного Кавказа, включая Абхазию. В окрестностях Сочи дольмены обнаружены в Лазаревском и Адлерском районах.

Дольмены - это массивные каменные сооружения, представляющие собой различные типы монументальных гробниц.

Путешественники ХIХ века называли эти гробницы "домами богатырей", ведь одна плита весила от 500 кг до 3 т. Такие сооружения требовали больших усилий древних сочинцев. Вероятно, они широко использовали систему рычагов, клиньев, подсыпок. Что заставляло людей строить такие массивные усыпальницы? Страх перед умершими соплеменниками? Вера в загробную жизнь? Неизвестно.

Дольменная культура свидетельствует о достаточно высокой степени развития людей той эпохи, отделенной от нас двумя тысячелетиями.

Но в конце второго тысячелетия местные племена, вероятно, были покорены воинственными пришельцами с юга, и эта культура исчезает навсегда, обряд захоронений заметно упрощается.

Богатые земли Кавказа издавна привлекали завоевателей: здесь были греки, римляне, византийцы, арабы, генуэзцы, турки. В VI веке до н. э. Черноморское побережье привлекает греческих колонистов, они основали ряд торговых факторий, такие как Диоскурия (современный город Сухуми), Питиунт (Пицунда), Триглиф (Гагра). В процессе развития торговых отношений на территорию Сочи проникали греческие предметы роскоши: чернолаковая и краснолаковая посуда, оружие, золотые и серебряные украшения. Основываясь на археологических раскопках, можно определить наиболее густонаселенные пункты, которые располагались в устьях рек Мамайки, Кудепсты и Мзымты.

Античные источники свидетельствуют о том, что в IV-I веках до нашей эры этот район Причерноморья был заселен конгломератом племен, известных под общим названием "гениохи".

Следует отметить, что представители Средиземноморья отзывались о гениохах весьма нелестно. Свирепые, дикие и необразованные - не самые худшие эпитеты, которыми награждали их современники. Аристотель, например, утверждал, что они склонны к убийству и людоедству. Причину возникновени столь дурной славы у этих племен можно определить, проанализировав по античным источникам характер их деятельности. Страбон сообщал, что они "живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 и редко могущие принять 30 человек; эллины называют их камарами... Выходя в море на своих лядьях и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность и даже город, они господствуют на море". Очевидно, пиратство гениохов наносило ощутимый урон развитию торговли и основательно раздражало древних мореходов, давая им повод для таких заключений.

Именно поэтому, по свидетельству современников, царь Боспора Евмен в конце IV века до нашей эры, вступив в войну и очистив море от пиратствующих гениохов, заслужил высокую оценку "не только в своем царстве, но почти во всей вселенной, так как торговцы повсюду разнесли молву о его великодушии".

Одновременно отсюда можно сделать вывод и о том, что гениохи представляли собой относительно самостоятельный военно-демократический союз племен и обладали внушительной силой, с которой приходилось считаться крупным государственным образованиям античного мира.

Однако истории не известны прецеденты, когда бы грабежи и насилие, оставаясь в течение достаточно длительного периода времени основной сферой деятельности племен или народностей, способствовали бы их социально-экономическому прогрессу и образованию государственности. Вот почему этот район не занял более заметного места в развитии торговли, ремесел и продолжал оставаться на задворках средиземноморской культуры.

В I-VI веках нашей эры территорию между реками Псоу и Шахе занимало племенное образование санигов, входившее в состав гениохских племен. Изученные исследователями элементы материальной культуры, относящиеся к этому периоду, представлены украшениями и предметами домашнего обихода, как изготовленными на месте, так и поступившими из районов Средиземноморья, Ирана и Центрального Кавказа. К этому же периоду относятся расположенные у моря развалины римско-византийских укреплений в районе Мамайки и Чемитоквадже. Крепость в Чемитоквадже по тем временам представляла собой солидное укрепление. На каждой стороне укрепления выступали наружу три башни, позволявшие организовать эффективную оборону. Сохранившиеся до настоящего времени остатки нескольких башен говорят об искусстве зодчих и высоком качестве строительных работ, рассчитанном на долговременную перспективу этого сооружения.

Начальный этап греческой колонизации характеризуется появлением легенд и преданий, связанных с Кавказом. На новых землях греки познакомились с различными племенами, их обычаями и обрядами, но многое им было чуждо и незнакомо, так появились легенды о женщинах воительницах - амазонках, о кровожадных людоедах - листригонах, легендарный мореплаватель Одиссей попадал в невероятные приключения именно на Черном море. Титан Прометей за то, что подарил людям огонь, по приказанию Зевса был прикован к скале на Кавказе. Отважные мореплаватели Аргонавты во главе с мифическим Язоном в поисках золотого руна проделали по тем временам большой путь - от Эллады до диких берегов Колхиды (Западная Грузия).

Таким образом, основываясь на античных источниках и легендах, можно определить названия основных племенных союзов - ахеев, зихов, гениохов, занимавших территорию современной Абхазии и Сочи. Местные племена поддерживали тесные экономические связи с Грецией, затем с Римом и Боспорским царством. В VI веке н. э. Черноморское побережье попадает под власть Византии. В период раннего средневековья (VII - Х вв.) в районе Сочи появляются ремесленные центры, на стратегически важных высотах строятся крепости, вокруг них возникали жилые и культовые постройки. некоторые из них неплохо сохранились до настоящего времени. Руины средневековых крепостей обнаружены недалеко от Красной Поляны, в Хосте в тисо-самшитовой роще, на реке Годлик в Лазаревском районе и других местах. К их характерным особенностям можно отнести наличие башен на крепостных стенах, позволявших вести перекрестный обстрел нападающих. Размещение крепостей тщательно продумывалось применительно к рельефу местности.

Византия принесла на Кавказ христианство на три столетия раньше, чем оно появилось на Руси. А в конце Х - начале ХI века в районе Сочи построены ныне известные христианские сооружения: в курортнлм поселках Галицино и Веселое Адлерского района, Лоо, на горе Ахун.

Известно девять храмов, расположенных в Лоо, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Галицыне, Монастыре. Все они христианского типа. Наиболее ранней является базилика на территории совхоза "Южные культуры" в Адлере. Ее украшали фрескова роспись и мозаичный пол. Характерным для этого типа сооружений является храм в Лоо, расположенный в 2 километрах от моря на высоте 200 метров. В своем основании он имеет прямоугольную форму с длиной стен 11 и 20 метров. Три входа и большое число оконных проемов создавали хорошую освещенность внутреннего помещения. Облицовка храма характеризуется тщательной отделкой известняковыми блоками и плитами песчаника.

Следует отметить, что христианские храмы размещены в основном в приморской части, что позволяет сделать вывод о частичном распространении христианства в этом регионе. В пользу этого вывода можно привести и тот факт, что более удаленные в горы храмы имеют ограды, а храм в селе Монастырь (Адлерский район) защищен мощной стеной.

Исследование городищ указывает на исключительное значение отгонного скотоводства в жизни населения. Об этом говорят многочисленные кости домашних животных и значительное свободное пространство внутри крепостей, видимо созданное специально для загона скота во время набегов неприятеля.

Археологические раскопки свидетельствуют о широком развитии в этот период гончарного и кузнечного ремесел. Изготавливались не только предметы домашнего обихода, но и кирпич, черепица, что говорит о качественно новом этапе в строительстве, благоустройстве жилищ и общественных сооружений.

XII век-начало заката эпохи расцвета, пережитого местным населением в раннем средневековье. Строительства других крупных зданий и сооружений, относящихся к более позднему периоду средневековья, до настоящего времени не установлено.

Развитое средневековье на побережье совпадает с генуэзской колонизацией XIV - XV в.). Купцы из Генуи основали здесь ряд торговых факторий по типу греческих. Основной сферой деятельности, видимо, была торговл предметами домашнего обихода, оружием, солью в обмен на продукцию скотоводства и земледелия местных аборигенов. В этот период большое развитие получает работорговля. "Живой товар" приносил большие доходы, как местной племенноЙ знати так и купцам из Средиземноморского бассейна.

Исторические судьбы народов Кавказа и России складывались неоднозначно. В XV-XVI веках адыги добровольно вошли в состав русского государства в период усилившейся экспансии Турции в этот регион. Но впоследствии отношения прекратились из-за сильного протурецкого настроения местных племен. В XVII-ХIХ веках адыгейские народности поддерживали тесные религиозные и экономические связи с Турцией. К этому времени разорительные войны и работорговля значительно тормозили социально-экономическое развитие коренного населения.

Отсутствие письменности у племен, населявших район современного Сочи, исключает возможность документальной реставрации истории их развития и датировки основных событий.

Однако вполне возможно предположить, что именно в этот период известные своей воинственностью племена убыхов стали занимать все более заметное место в этом регионе. Причинами могли служить истощение пастбищ и угодий в прежних местах их обитания, войны, ослабление местной культуры, поддержка со стороны Турции и т. д.

Следует отметить, что отдаленность района от культурных центров того времени тем не менее имела определенные преимущества, поскольку позволяла сохранять относительную самостоятельность и избегать опустошающих грабежей со стороны Османской империи. Данный факт не мог не повлиять на то, что даже при отсталых, застойных формах натурального хозяйства население района имело достаточно высокий для того времени жизненный уровень. Посетивший эти места англичанин Э. Спенсер в 1837 году писал: "С первого же момента, когда передо мной открылись сады, вид страны и населения превзошел мои самые пылкие представления. Вместо пустыни, населенной дикарями, нашел ряд обработанных долин и холмов, почти ни одного клочка земли не было не культивировано. Огромные стада коз, овец, лошадей, быков бродили в разных направлениях по роскошной траве". Таким образом, краткий экскурс в глубь веков свидетельствует о богатстве культурного наследия, оставленного племенами, издавна населявшими территорию Сочи. Этот район, в своей истории пережил определенные этапы расцвета и упадка, развития и застоя. Однако многочисленные следы древних говорят о том, что этот район занимал достаточно заметное место в истории народов, заселявших Кавказ, и в своей эволюции имел как особенности, так и общие закономерности развития.

В конце XVII века Россия настойчиво стремилась к прочному утверждению на берегах Азовского и Черного морей. Это открывало ей возможности к кратчайшим морским торговым связям с государствами Ближнего Востока и Южной Европы. Однако этому препятствовала Турция, опасавшаяс усиления влияния России в этом регионе. После поражений, нанесенных ей русской армией и флотом, она в 1829 году по Адрианопольскому мирному договору формально отказалась от прав на Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта Св. Николая, расположенного южнее Поти. Однако, опираясь на местные племена горцев, в течение нескольких веков находившихся под ее влиянием, Турция фактически саботировала выполнение договора. С целью укрепления Черноморской береговой линии в стратегически важных пунктах необходимо было построить укрепления, препятствующие проникновению турецкого влияния в этот район и поставкам горцам оружия. с этой целью была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из 17 фортов. Эти укрепления впоследствии дали названия многим городам и курортным поселкам Черноморского побережья. Командовал береговой линией генерал- лейтенант Николай Николаевич Раевский (1801-1843 гг.) - человек прогрессивных взглядов, друг А.С. Пушкина. Раевскому была посвящена по поэма "Кавказский пленник". С 1837 года деятельность Н. Раевского связана с Кавказом. В 1840 при его личном участии в Сухуми был заложен ботанический сад. На территории Лазаревского района в курортном поселке Головинка растет тюльпановое дерево, посаженное Раевским незадолго до его смерти.

Занимая должность начальника Черноморской береговой линии, Н.Н. Раевский старался облегчить нелегкую солдатскую жизнь многим декабристам переведенным на Кавказ из Сибирской ссылки. В районе Сочи завершили свой жизненный и творческий путь видные деятели декабристского движения - писатель Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797 - 1837 гг.) и его друг поэт Александр Иванович Одоевский (1802 - 1839 гг.).

А.А. Бестужев в 1829 году был переведен рядовым в отдельный Кавказский корпус. Именно на Кавказе в нем "впервые проснулся писатель". Здесь были созданы лучшие произведения - "Аммалат-Бек" "Мулла-Нур", "Кавказские очерки". Свои повести он подписывал псевдонимом "Марлинский", по названию местечка Марли, близ Петербурга, где начиналась его воинская служба. Современники называли Бестужева "Пушкиным в прозе". За время службы он побывал во многих гарнизонах Черноморского побережья и написал интересные очерки о Сухуми, Гагре, Тамане.

Погиб А. А. Бестужев-Марлинский 7 июля 1837 года при высадке десанта у мыса Адлер. В настоящее время в Бестужевском сквере, заложенном в 1913 году на месте форта Святого Духа, установлен скромный памятник - на серой глыбе из песчаника - бронзовый барельеф писателя-декабриста, ниже строка из стихотворения А. С. Пушкина - "И на обломках самовластья напишут наши имена".

Близка судьба А. Бестужева с судьбой его соратника и друга Александра Ивановича Одоевского. Одоевский обладал ярким поэтическим талантом, свою непокоренную лиру он мужественно пронес через все годы каторги и ссылки. В 1837 году его перевели рядовым на Кавказ в Нижегородский драгунский полк. А. Одоевский принимал участие в боевых действиях с горцами у реки Субаши, где впоследствии возник форт Головинский (ныне курортный поселок Головинка), и у реки Псезуапсе, где в 1839 году был основан форт Лазарев, давший название самому большому курортному району города Сочи. В форте Лазарев А. И. Одоевский провел последние дни своей жизни. Зто укрепление пользовалось дурной славой, как и большинство фортов Черноморского побережья, - заболоченность, тучи комаров, переносящих лихорадку, недостаток питания. После завершения операции по занятию этой местности Одоевский отказался вернуться в Керчь и вскоре заболел малярией. Медицина оказалась бессильна, и 15 августа 1839 года Александр Иванович Одоевский скончался в форте на руках своего друга, также декабриста, Н. Загороецкого. В одном из последних своих стихотворений, предчувствуя неотвратимую гибель, Одоевский писал:

"Пора отдать себя и смерти и забвенью! Не тем ли, после бурь, нам будет смерть красна, Что нас не севера угрюмая сосна, А южный кипарис своей накроет тенью..."

К сожалению, могила Одоевского не сохранилась, но жители курортного поселка Лазаревское чтут память поэта-декабриста, его именем названа улица и библиотека в Лазаревском районе. В 1959 году на руинах бывшего форта Лазарев установлен бюст А.И. Одоевского, напоминая нам о человеке, отдавшем свою жизнь и талант делу служения Родине.

Кавказская война, длившаяся 47 лет (1817 - 1864 гг.), завершилось в урочище Кбаадэ (ныне курортный поселок Адлерского района Красная Поляна). Наместник царя на Кавказе Великий князь Михаил провозгласил манифест о полном присоединении Западного Кавказа к России. Там же состоялся торжественный парад русских войск, отслужен молебен. После помпезного завершения Кавказской войны войска удалились, практически на 20 с лишним лет, оставив эти места безлюдными.

Интересна судьба небольшого форта, возведенного в районе реки Сочи. Он заложен 21 апреля 1838 года. Длительное время воинственные убыхи оказывали упорное сопротивление малочисленному гарнизону форта. В начале форт был деревянным и при закладке назван Александрией в честь императрицы Александры. Эта дата и считается днем основани города Сочи. Часть кладки стены этого укрепления сохранилась до настоящего времени в центре Сочи, недалеко от маяка. В этот же период были основаны укреплени Лазаревское, Головинское и Святой Дух (Адлер). Через год, 18 мая 1839 года форт переименовали в Навагинское укрепление, в честь полка, отличившегося в боевых действиях на Северном Кавказе. В 1854 году, в связи с начавшейся Крымской войной, все укрепления Черноморской береговой линии были приведены в негодность, частично взорваны, а личный состав выведен.

Только через 10 лет, 25 марта 1864 года Даховским отрядом русских войск под командованием генерал-майора Геймана на месте бывшего Навагинского укрепления был учрежден пост Даховский. Убыхи, не желая считать себя подданными России, переселились в Турцию.

Обширная территория Черноморского побережья обезлюдела.

23 мая 1896 года была организована Черноморска губерния в составе Даховского, Туапсинского и Новороссийского округов с центром в последнем. Тогда же посад Даховский был переименован, предположительно от созвучного старого убыхского названия протекающей здесь реки Сшатче (Соатше), в посад Сочи.

Первыми поселенцами поста были отставные солдаты царской армии и матросы Черноморского-флота. Здесь был открыт госпиталь, собравший около 700 солдат, которым за участие в войне срок службы был сокращен с 20 до 15 лет.

1 мая 1898 года посад Сочи был преобразован в городское поселение с упрощенным управлением. В этом же году была открыта еще одна важна страница в истории города. Специальная комиссия по изучению Черноморского побережья в составе русских ученых профессоров А. И. Воейкова, Ф. И. Пастернацкого и горного инженера М. В. Сергеева провела обследование гидроминеральной базы, особенностей климата и геологического строения побережь Сочи. В своих заключениях комиссия предсказывала Сочи большое будущее, как курорту с великолепным сочетанием живописных гор, южного моря и бальнеологической базы.

Большой резонанс имело рассмотрение на заседании географического общества материалов известного ученого профессора А. Н. Краснова, который за уникальные курортные ресурсы назвал Черноморское побережье "Русской Ривьерой".

Огромную роль в определении лечебных возможностей Сочи сыграл доктор В. Ф. Подгурский, стараниями которого было привлечено внимание к целебным источникам Мацесты.

Среди привилегированных классов начался настоящий бум по скупке участков, строительству дач и коммерческих предприятий на территории Сочи. Те земли, которые приобретались по гривеннику за квадратную сажень, продавались по 10-15 рублей.

В 30-х годах появляются специальные экскурсионные объекты. На вершине горы Ахун, возвышающейся над городом на 660-метровой высоте была построена видовая башня в стиле древнесванских сторожевых башен. С нее открывается великолепная панорама гор Главного Кавказского хребта, хорошо видны четыре района города и необозримые просторы Черного моря. В 1936 году построено 11-километровое шоссе к вершине Ахуна.

Продолжала совершенствоваться научная база курорта. В 1936 году был открыт научно-исследовательский институт Курортологии и физиотерапии (бывший институт бальнеологии имени Сталина). Здание института проектировал академик архитектуры В. Щусев, автор проекта мавзолея Ленина в Москве. Ученые института внесли большой вклад в дело развития отечественной курортологии.

Мирному труду помешало нападение фашистской Германии. В самом начале войны все санатории и гостиницы города были преобразованы в госпитали, летом 1941 года здесь была создана крупная госпитальная база на 20 тысяч мест. Началась тяжелейшая борьба за жизнь и здоровье раненых воинов, героический труд хирургов, медсестер, санитарок. За годы войны из сочинских госпиталей вернулось в строй около 500 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. В самом центре города, у главпочтамта установлена памятная стела, посвященная награждению Сочи орденом Отечаственной войны I степени к 35-летию Великой Победы.

Послевоенные годы ознаменованы интенсивным санаторно-курортным, жилищным, коммунальным строительством. Здания создавались в стиле неокласицизма, продолжая традиции 30-х годов. Среди памятников гражданской архитектуры местного значения можно выделить морской и железнодорожный вокзалы. Оригинальные по своему архитектурному решению, они символизируют морские и сухопутные ворота города.





Добавить в избранное

Сделать стартовой



Сайт создан в системе uCoz